Метро 2033 – один из самых амбициозных проектов на постсоветском пространстве. Разработчики из 4А Games в свое время трудились над долгожданным S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, но светлого будущего (релиза, если точнее) так и не дождались, отправившись создавать свой Вегас с блэкджеком и... Получилось очень даже. Сравнивать Метро 2033 со S.T.A.L.K.E.R. некорректно – разный подход к геймплею, разные игровые миры, разные идеологии, в конце концов. Однако что-то оба этих проекта роднит.
Выхода есть
Плюнув на опыт прошлых лет, разработчики не стали мудрить с точками в названии, коверканьем слов и затворами не с той стороны на АК-47 . Вместо этого они обратились напрямую к Дмитрию Глуховскому - автору популярной серии книг «Метро». Предложение, как оказалось, пошло всем на пользу: проекту - систематический пиар и product placement, а писателю, кроме рекламы его творческих навыков, отчисления с продаж. Все довольны, никто не боится исков.
Итак, в недалеком будущем в мире случилась глобальная катастрофа. Ядерное пламя практически уничтожило население Москвы (может, и всего мира - ни в книге, ни в игре тема не раскрыта). В живых остались только те, кто по счастливой случайности оказался в это время глубоко под землей – в метро. Человечество вновь доказало свои паразитические корни, приспособившись жить даже там, где это казалось бы невозможно. Но что интересно, электричество в метро осталось рабочим, видимо на станциях остались целыми КТП. Первое время все шло нормально, на каждой станции есть электроэнергия, сами станции представляют из себя небольшой город со своими торговцами-караванщиками, работягами, выращивающими для пропитания грибы и свиней, и сталкерами, выбирающимися на поверхность, дабы найти что-нибудь ценное и пригодное для использования.
Таким нехитрым образом в подземки появлялось все: от оружия, до средств передвижения. Только вот длился мир и согласие недолго. Как только не осталось тех людей, которые еще помнили былые дни и ужас трагедии, так сразу же молодые князьки развязали междоусобные войны. Постепенно в метро появились фашисты, коммунисты, либералы, вольные сталкеры. А с поверхности приползли ужасные монстры, дети зашкаливающей радиации. Наш герой, молодой житель станции ВДНХ, который узнает о новой угрозе своему дому и всему метро – таинственных монстрах прозванных «черными». Надежду на спасение можно получить на далекой станции Полис, куда он отправляется по наводке Хантера, старого друга отца. По пути к Полису Артем попадает в круговорот событий, сталкивается с ужасами поверхности, проходит через «красные» лагеря даже попадает в фашистские застенки. Мало не покажется, только вот сценаристы 4А Games, даже будучи под контролем Глуховского, все равно умудрились допустить ряд ненужных вольностей: то приукрасят незначительное событие, то обойдут стороной интересное и захватывающее, то придумают лишних конфликтов между людьми и станциями. Если вы не читали оригинальную книгу, то все происходящее не вызовет не малейших нареканий – хорошее и четкое повествование, интересные, хоть и повторяющиеся сюжетные моменты и многое другое. Жаль только, что сам Артем включает дурочка и постоянно молчит а-ля Гордон Фримен. То ли разработчики денег пожалели, то ли правда свято верят, что это придает игре атмосферности и помогает лучше вжиться в роль… Бодрячком, пацанчики, бодрячком Как и обещали господа девелоперы, перед нами полностью линейный шутер. Мы идем от одной станции к другой, выходим на поверхность, проходим очередной тоннель, встречаем напарника, теряем его и все повторяется по кругу. В любой другой игре это бы уже давно надоело, но Метро 2033 чудным образом удерживает до самых финальных титров. 4A Games не стала накладывать на историю ролевые элементы, а пошла другим путем. Здесь нет большого количества квестов, понятия «прокачка», сложной экономики и навыков. Единственное, где ощущается ролевой привкус – оружие, продающееся в разных модификациях. С оружием, к слову, отдельная песня. Вроде бы и стволов немало (порядка 10), но толк есть всего от парочки пистолетов, многозарядного дробовика и старого доброго АК. Широко разрекламированные пушки на давлении вообще оказались редкостным мусором. Менять оружие на поле боя практически бессмысленно, а приобретать новые диковинные образцы – дорого. Да и лучших аргументов, чем АК и шотган еще не придумали. Что касается самой боевой системы, то это скорее разочарование. Она не плоха, нет. Она простота резко контрастирует с высоким уровнем проработки других элементов игрового процесса. Хваленая баллистика не представляет ничего особенного. Ну, чувствуется легкая отдача и разброс, а дальше, чем на 20 метров из дробовика можно и не стрелять вовсе – проще добежать с ножом и зарезать жертву. К слову, из него получилось универсальное орудие массового поражения. Изредка приходится использовать штык-нож в эффектных QTE-сценах, где Артем бьется за свою жизнь с очередным монстром. Живые кат-сцены зачастую одинаковы, но и демонстрируют их нам раз в полчаса (не чаще). По-сути, в масштабном QTE попросту нет смысла, ведь Метро 2033 - коридорный шутер, а значит, балом правят скрипты. На них держится все – от битвы Библиотекаря с Демоном на улицах «новой» Москвы, до эффектного падения в лифте и обрушивающегося здания. Разведка боем Лучшая защита – нападение, и эту мудрость нам наглядно продемонстрировали геймдизайнеры 4А Games. Вот, скажем, stealth-составляющая. Вроде бы и оружие с глушителем у Артема есть, и источники света можно тушить, и даже саперские ножики во врагов метать. Для пущего размаха на некоторых станциях есть целые «тихие» пути, по которым реально пробраться никого не убивая. Только вот хорошую идею и в целом неплохую реализацию на корню уничтожил главный недостаток игры – ИИ. Враги игнорируют нашего альтер-эго, не замечая персонажа, даже если он столкнется с ними нос к носу. Но самое забавное в том, что если Артема таки обнаруживают, о его местоположении становится известно сразу всей немалой станции. Каким таким чудесным образом, мы не смогли понять до сих пор. Новая земля Метро 2033 удивляет, поражает, заставляет задуматься, взгрустнуть, а порой и засмеяться (но это уже спасибо программистам за ИИ). Как только начинает казаться, что фантазия разработчиков себя изжила, игра тут же преподносит очередной сюрприз. Да чего уж там, порой происходящее держит в таком напряжении, что считаешь минуты до прибытия на очередную станцию, где можно будет отдохнуть, скупиться, а не наскрести с трупов, патроны и аптечки. Рассказывать о Метро 2033 можно очень долго. Правда, каждое лишнее слово лишит вас, дорогие читатели, огромного удовольствия и испортит массу сюрпризов. Перед нами не прорыв жанре, но определенно знаковый проект, который вывел уровень СНГ-шной индустрии на совершенно новую высоту.
|